"Темперамент и обучение"

12.11.2023 22:43

Каждому педагогу приходится постоянно взаимодействовать с различными вариантами проявлениями психики человека. Человек не рождается с готовым набором знаний умений и навыков, с «врожденным характером» - все это нарабатывается  в течении жизни. Наблюдая  как дети  играют, общаются, учатся, трудятся, реагируют на неприятности, замечания,  радости, обиды, можно  увидеть обширную гамму эмоций,  разный темп выполнения работы, усвоения учебного материала, предпочтение одних видов деятельности и затруднение в других.  Все люди индивидуальны и неповторимы как отпечатки наших пальцев, как  рисунок радужной оболочки ,как почерк у каждого из нас  он разный. По своей природе человек очень сложная биологическая система и одновременно и простая. В чем и заключается вся парадоксальность психики человека. Как говорится, все мы скроены по «разным лекалам», но развиваемся и функционируем по «общим законам». В обыденной жизни мы часто слышим что этот ребенок быстрый, безудержный, эмоциональный, страстный, а этот ранимый и чувствительный, тихий, застенчивый, другой болтливый и энергичный, жизнерадостный, а вот этот спокойный и невозмутимый, медлительный.  Эти различия назвали темпераментом.  И. П. Павлов отождествлял темперамент с типом нервной системы, что кладет печать на всю деятельность индивидуума. Впервые о четырех типах темперамента  в своих работах упоминал врач и философ античности Гиппократ. В основу его классификации была положена теория преобладания той или иной жидкости в организме, получившие четыре названия которые в своей теории использовал И.П. Павлов, подводя под них физиологическую базу,  выделяя такие свойства нервной системы: сила протекания нервных процессов, подвижность, уравновешенность.   

  •       Холерический тип (безудержный): сильная неуравновешенная нервная система.
  • Сангвинический тип (уравновешенный): сильная уравновешенная подвижная нервная система.
  • Флегматический тип (инертный): сильная уравновешенная инертная нервная система.

• Меланхолический тип (слабый, тормозной): слабая нервная система.

Говоря о темпераменте нужно подчеркнуть, что свойство нервной системы является наследственным фактором, который не меняется с возрастом. Темперамент не надо путать с характером который формируется в процессе жизни индивидуума под воздействием многих жизненных факторов. Темперамент может лишь способствовать формированию определенных черт характера, быть той почвой на которой проще взростить   природные задатки и склонности к определенным видам деятельности.

В реальной жизни чистые темпераменты практически не встречаются, мы можем оперировать таким понятием как преобладающий темперамент.

 

На ранних этапах изучения этого вопроса бытовало мнение в педагогической литературе что высоких результатов в обучении можно добиться только учащиеся с сильным типом нервной системы, слабый тип нервной системы как бы является «инвалидным темпераментом». Также считалось что меланхолики более подвержены различным заболеваниям, так как они более чувствительны к внешним раздражителям.  Дальнейшие исследования многих специалистов показало ошибочность таких взглядов, все с точностью до на оборот, чаще болеют люди с сильным типом  нервной системы, много олимпийских чемпионов обладающих слабым типом нервной системы.   Нельзя сказать, что бывают   плохие или хорошие темпераменты, мы можем говорить лишь о преимуществах и недостатках определенных сторон темперамента, которые присуши любому из видов, задача воспитания и обучения опираться на  проявление сильных сторон того или иного темперамента, свести к миниму проявления отрицательных сторон, выработать гибкую стратегию обучения и воспитания детей. Не в коем случаи нельзя ставить знак равенства между умственными способностями и темпераментом. Например холериков и сангвиников считать  более способными, а меланхоликов и флегматиков тугодумами. История человечества показывает нам множество  личностей достигших высоких результатов в разных отраслях человеческой деятельности, обладали ярко выраженными темпераментами всех видов: А.С.Пушкин,  И. П. Павлов – холерики;   Педагогу необходимо знать особенности  детей для  подбора эффективных    методических приемов при изложении нового материала, при фронтальном опросе   коррекции  негативных поведенческих проявлений. 

      Психологическое тестирование   проведенное психологом учебного заведения может дать достоверные результаты, педагогу  в своей работе не стоит полагаться только на свои наблюдения так как внешние проявления темперамента могут стираться групповыми процессами, например ценностями референтной группы подростка.