"Семья как основной фактор формирования психического здоровья ребенка"

01.09.2023 23:01

Аннотация: в статье говорится о значении семьи в жизни ребенка. Авто- рами также рассмотрен вопрос структуры семьи. Ключевые слова: семья, психическое здоровье ребенка, виды семьи. История человечества содержит очень много убедительных фактов отсутствия влияния семьи на формирования личности ребенка. Это известные так называемые случаи «утраченных детей», которых воспитали животные. Как правило, такие дети были лишены элементарных навыков передвижения в вертикальном положении, питания, гигиены, всех тех навыков, которые формируются в процессе социализации человека, неразрывно связанных с семьей. По сей день идут исследования ученых про важную роль семьи в формировании личности ребенка. Семья имеет различные средства психологического и педагогического влияния на личность ребенка: структура семьи, психологический климат, культура психолого-педагогической грамотности родителей, материальный достаток, традиции семьи. Хотелось бы сделать особый акцент на влиянии структуры семьи на развитие ребенка, многие родители игнорируют этот очевидный фактор, считая что на личность ребенка основное влияние имеет только мать, влияние отца имеет второстепенное значение. Хотя имеющиеся

сведения в научном мире говорят о важности в процессе воспитания обоих супругов как в воспитании мальчиков, так и девочек. Впервые эту тему в психологии за- тронул в своих работах З. Фрейд. Представители разных психологических школ, которые использовали совершенно разные теоретические подходы к изучению личности ребенка сходятся в одном едином мнении, что период детства и окружение ребенка является главным фактором в формировании высших психических функций: речь, мышление, которые являются базисом для формирования других навыков, в том числе и социальных. Рассмотрим структуру семьи: полная семья (предусматривает двух родите- лей и детей), неполная (присутствие одного из родителей и детей), нуклеарная (предусматривает 2 поколения), семья повторного брака ( где один или оба супруга находятся в повторном браке). Полная семья является оптимальным вариантом для развития ребенка, по- тому что существует тесная эмоциональная связь между всеми членами семьи, что способствует конструктивному образу семьи. Психологический климат семьи- это длительный эмоциональный настрой, как сумма настроений всех членов семьи, их душевных переживаний, отношений друг с другом, а также к другим людям, к работе, происходящим событиям. Этот показатель неразрывно связан с моральными ценностями семьи. Известно, если в семье преобладают доброжелательные отношения, взаимная поддержка, любовь, вежливость – все это создает фундамент для воспитания гармоничной личности. Неспособность быть образцом для подражания ребенку приводит к отклонениям в личностном развитии. Однако приходится констатировать тот факт, что много родителей не могут быть образцом для подражания. Психолого-педагогическая грамотность предусматривает наличие элементарных знаний с возрастной психологии: особенности возрастных периодов, возрастных норм и кризисов, а также адекватную реакцию на удовлетворение жизнененнозначущих потребностей ребенка. Игнорирование возрастных особенностей ребенка родителями, не понимание переживаний ребенка приводит к различным психологическим трав- мам и невротизации личности ребенка. Родители должны понять присутствие только одного из родителей в воспитательном процессе не может обеспечить определенного воспитания необходимого ребенку. Система воспитательных воз- действий не должна сводиться только к наказаниям. От родителей зависит каким вырастит их ребенок. Материальное и экономическое состояние семьи тоже играет важную роль. Для нормального функционирования каждая семья должна иметь достаточный материальный ресурс. Этот фактор также влияет на самочувствие ребенка. Общая культура семьи. Каждая семья является носителем определенной культуры. С самого начала жизни каждый ребенок погружен в эту культуру. Эта культура может нести как положительные моменты в социализации ребенка, так и являться стержнем для формирования всевозможных нарушений и расстройств эмоциональной сферы ребенка (страхи, низкая самооценка, трудности в установлении контактов с окружающими). Эти нарушения очень часто есть следствием негативного влияния семейной среды.

 

Список литературы

1. Лисина М.И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника / М.И. Лисина. – М., 1974. 2. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики / А.Г. Маслоу. – М., 1997. 3. Петровский А.В. Психологический словарь / А.В. Петровский, М.Г. Яро- шевский. – 1990. 4. Пухова Т.И. Развитие представлений о семейных отношений у детей // Вопросы психологии. – 1996. – №2.