"Развитие силовых способностей у младших школьников на спортивных кружках и уроках физической культуры"

22.12.2023 13:24

Мышечная сила необходима каждому: от ее развития зависит здоровье человека, его внешний вид, физическая и умственная работоспособность. Силовые способности необходимы для овладения техникой двигательных действий в различных видах спорта.

При развитии силовых способностей у детей школьного возраста одной из главнейших задач является - необходимость в рамках базового физического воспитания обеспечить гармоническое развитие всех мышечных групп опорно-двигательного аппарата. Здесь, важное значение, имеют объем и содержание силовых упражнений. Они должны обеспечить пропорциональное развитие различных мышечных групп.

         Силовые упражнения выбирают в зависимости от характера задач воспитания силы. Силовые упражнения могут занимать основную часть занятия, если воспитание силы является главной задачей. В других случаях силовые упражнения ученики выполняют в конце основной части занятия, но не после упражнений на выносливость. Силовые упражнения хорошо сочетаются с упражнениями на растягивание и расслабление.

         В практике физического воспитания используют множество методов, направленных на воспитание различных видов силовых способностей.

  • Метод максимальных усилий
  • Метод непредельных усилий.
  • Метод динамических усилий.
  • «Ударный» метод развития силы.
  • Метод статических (изометрических) усилий.
  • Статодинамический метод.
  • Игровой метод.

         Учитель физической культуры всегда должен творчески подходить к выбору методов воспитания силовых способностей занимающихся, учитывая природный, индивидуальный уровень их развития и требования, предусмотренные программами по физическому воспитанию [2].

         Основная проблема для учителя физической культуры при развитии собственно силовых способностей детей состоит в том, чтобы обеспечить достаточно высокую степень мышечных напряжений и в то же время не вызывать перенапряжения ученика.

         Эту задачу можно решить с помощью использования непредельных отягощений с предельным числом повторений (до отказа). Величину отягощений при этом подбирают таким образом, чтобы она была не больше 50-60% от индивидуально-максимальной у учеников I-IV классов. При таких отягощениях младший школьник в состоянии повторить их от 6 до 8 раз (серия повторений без пауз). Предельное число возможных повторений при серийном  воспроизведении упражнения до отказа (без пауз с заданным отягощением) называется повторным максимумом – ПМ.

         При концентрированной тренировке силовых способностей (во время разучивания гимнастических упражнений) силовые упражнения включают по 3-4 вида в отдельном уроке. Каждый из этих видов в пределах заданного ПМ повторяют в 2-3 сериях. Отдых между сериями при такой работе составляет от 2-3 до1-2 мин (а по мере тренированности организма), а темп повторений упражнений является относительно невысоким.

         При подборе упражнений для развития силовых способностей следует отдавать предпочтение развитию мышц разгибателей и сгибателей позвоночного столба, плечевого пояса, ног, рук, большой грудной мышцы. С этой целью в комплексы силовых упражнений в течение нескольких недель рекомендуется включать одни и те же упражнения на 3-4 группы мышц [1].

         Таким образом достигается наибольший эффект в быстром наращивании мышечной массы и возрастании силы соответствующих мышц, на которые делается акцент в предыдущем цикле, используют упражнения в меньшем объеме для поддержания достигнутого эффекта.

         В начальный период развития силы в промежутке между динамическими упражнениями рекомендуется пассивный отдых. В дальнейшем интервалы между ними можно заменять упражнениями на расслабление, на гибкость. Комплексы силовых упражнений в уроке полезно завершить подвижными играми [4].

                   Каждое занятие силовыми упражнениями должно состоять из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.

         В начале занятий всегда должна проводиться разминка, состоящая из медленного бега (до 8 мин), общеразвивающих упражнений без отягощений (махи, наклоны, повороты, приседания и т.д.).

         Цель разминки – подготовить мышцы к предстоящей работе с различными отягощениями, поднять уровень функционирования основных систем организма.

         В основную часть занятия включают различные упражнения силовой направленности. Комплекс силовых упражнений выполняется в следующем порядке: упражнения для мышц сгибателей и разгибателей предплечья, для мышц плечевого пояса, для разгибателей туловища, разгибателей и сгибателей голени и стопы, а также для мышц живота.

         Чем разнообразнее комплекс силовых упражнений, тем более разностороннее воздействие оказывает он на мышцы, связки, все системы и органы [3].

         Каждое упражнение выполняют в 2-3 подхода. Между подходами делают паузу в 20-30с. Во время пауз надо не сидеть, а прохаживаться или выполнять упражнения на расслабление. Это позволяет ускорить восстановительные процессы и, кроме того, предупредить появление мышечной контрактуры (закрепощенности). Заключительная часть занятия (3-5 мин) состоит из упражнений без отягощений, способствующих снятию напряжения в мышцах, связках, позвоночнике. Такими упражнениями является: медленный бег (2-3 мин), спокойная ходьба, упражнения на расслабление, выполняемые как на месте, так и при ходьбе, висы на перекладине, гимнастической стенке, упражнения на нормализацию дыхания [2].

         Для лучшего развития силовых способностей младших школьников следует соблюдать ряд некоторых рекомендаций:

  1. При развитии силовых способностей у детей младшего школьного возраста важен учет возрастных и индивидуальных особенностей у учеников.
  2. Методика развития силовых способностей должна носить общеразвивающий характер.
  3. В качестве средств силовой подготовки можно использовать упражнения с внешними сопротивлениями в виде набивных мячей и гантелей (весом 0,5-2,0 кг), упражнения, отягощенные весом собственного тела, упражнения в лазании по гимнастической стенке и скамейке.
  4. Необходимо, чтобы значительное место в учебно-воспитательном процессе занимал игровой метод.
  5. При развитии силовых способностей необходимо сочетать упражнения силового характера с упражнениями на гибкость и координацию движений.
  6. Силовые способности у учеников начальных классов целесообразно развивать на уроках гимнастики.
  7. Для того, чтобы проследить за динамикой развития силовых способностей можно использовать следующие контрольные упражнения:
  • сгибание и разгибание туловища из положения лежа на спине;
  • кистевая динамометрия;
  • подтягивание из виса лежа на низкой перекладине.

 

Литература:

  1. Железняк Ю.Д., Петров Г.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. - М.: «Академа» 2001 – 264 с.
  2. Кузнецов В. С.,  Колодницкий Г. А. Силовая подготовка детей

      школьного возраста.- М: Н. Ц. Э НАС 2002-200с.

  1. Озолин Н. Г.  Настольная книга тренера .- М: «ООО Издательство Ас

     трель», 2002 – 876 с.

  1. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений . – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 480 с.