Повышение двигательной активности у младших школьников через подготовку и сдачу норм «ГТО»

23.10.2023 09:54

Аннотация. В современном мире врачи всех стран отмечают неутешительную статистику: прогрессирующее ухудшение состояния здоровья не только у всего населения в целом, но и у учащихся образовательных учреждений. В связи с этим, особую актуальность приобретает увеличение двигательной активности у детей и подростков.

          Ключевые слова: двигательная активность, комплекс «ГТО», учащиеся начальной школы, здоровый образ жизни.

          Введение.   Процесс развития организма школьника имеет свои особенности. В большей степени, они зависят от взаимодействия с окружающей средой и развитием высшей нервной системы. Как мы знаем, двигательная активность не только активизирует скелетные мышцы, обмен веществ, но и, повышает роботоспособность организма ребенка. Поэтому физические упражнения, повышающие двигательную активность особенно необходимы детям младшего школьного возраста. Еще в древности учеными было доказано, что двигательная активность повышает способность усвоения информации, поэтому физические упражнения способствуют процессу обучения школьника. И, как мы видим, почти все тесты нормативов ГТО предусматривают повышение двигательной активности. В период 6-10 лет развиваются функции речи, мышления, появляется способность мысленно оценивать свои поступки и словами выражать свои движения. Физические упражнения способствуют взаимодействию речи и мышления с двигательными функциями. Это достигается различными видами двигательной активности, рекомендуемыми к двигательному режиму [2].

          Цель данной работы – повышение уровня двигательной активности в процессе подготовки и сдачи норм ГТО младшими школьниками.

         Методы. Очень важным ориентиром в организации повседневного образа жизни для всех желающих выполнить нормы ГТО являются рекомендации к недельному двигательному режиму, которые предусматривают минимальный объем различных видов двигательной деятельности, необходимый для самостоятельной подготовки к выполнению видов испытаний (тестов) и нормативов, развития физических качеств, сохранения и укрепления здоровья.

          Помимо требований к оценке знаний и умений  учащихся в соответствии с федеральных государственным образовательным стандартом, очень важным ориентиром в организации повседневного образа жизни для всех желающих выполнить нормы ГТО являются рекомендации к недельному двигательному режиму. Для участников сдачи норм ГТО I и II ступени это не менее 8 часов в неделю. Различные виды двигательной деятельности включают в себя:

·                   утреннюю гимнастику (не менее 70 мин.);

·                   обязательные учебные занятия в образовательных организациях (135 мин., 3 урока в неделю);

·                   виды двигательной деятельности в процессе учебного дня (120 мин.);

·                   организованные занятия в спортивных секциях и кружках по легкой атлетике, плаванию, лыжам, гимнастике, подвижным играм, в группах общей физической подготовки, участие в спортивных соревнованиях (90 мин.);

·                   самостоятельные занятия физической культурой (с участием родителей), в том числе подвижными играми и другими видами двигательной деятельности;

·                   в каникулярное время ежедневный двигательный режим младшего школьника должен составлять не менее 3 часов [1].

          В нашей школе созданы все условия для совершенствования физической активности учащихся. Это проведение физкультминуток, организация дней здоровья, фестивалей ГТО, спортивных часов и праздников: «Навстречу здоровью», «Статен в строю – силен в бою», «Всегда готовы!», «Праздник Зарядки», «Папа, мама, я – спортивная семья», и т.д. Во вне учебное время через систему дополнительного образования организованы  секции баскетбола,  волейбола,  легкой атлетики.  Внеурочная работа включает в себя занятия общей физической подготовки, спортивных и подвижных игр   для обучающихся 1-4 классов.

          В развитии физкультурной самостоятельности школьников особую роль мы отводим родителям. Заинтересованные родители могут помочь своему ребенку выбрать именно тот режим физических нагрузок, который оптимально подойдет образу жизни ребенка, состоянию его здоровья. Мы рекомендуем  заниматься подготовкой к сдаче норм  комплекса ГТО всей семьей  выходные дни. Для привлечения родителей учащихся в ряды единомышленников нами были организованны родительские собрания, консультации, практикумы. Они активно привлекались к сдаче норм ГТО, так, в феврале со своими детьми встали на лыжню не только папы, но и дедушки наших школьников, показав пример здорового образа жизни.

          Результаты. Мы пришли к выводу, что физические упражнения для младших школьников должны быть эмоциональными, разнообразными, игровыми, а не монотонными. К сожалению, рекомендованные виды испытаний во всех ступенях  для школьников приравниваются к аналогичным тестам для взрослых.  Одним из отвечающих этой необходимости тестом является  - туристический поход, но он не включен в тесты испытаний I  и II ступени ГТО. Таким образом, такая системная работа с активным участием родителей, педагогов дополнительного образования, тренеров, по внедрению всероссийского физкультурно-оздоровительного комплекса «Готов к труду и обороне» способствует повышению двигательной активности.

 

Литература.

 

1. ВФСК «ГТО».  -2015 -https://gto.ru/

2. Строкова Р.С. Формирование у обучающихся начальной школы потребности в ЗОЖ через подготовку и сдачу норм комплекса ГТО. – 2015 https://infourok.ru/statya_formirovanie_u_obuchayuschihsya_nachalnoy_shkoly_potrebnosti_v_zozh_cherez_podgotovku_i-406449.htm