" ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТУРИЗМА"

22.11.2023 22:29

          У каждого патриота любовь к  отечеству начинается с любви  к своей малой Родине: городу, в котором живешь, парку, где гуляешь с друзьями, речушке, которая видна из окна. Невозможно воспитать гражданина и патриота своей страны, если нет уважения к ее истории и культуре.

          Гражданско-патриотическое воспитание – это формирование у детей, граждан, высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству. Формирование готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите своей Родины. Для воспитания соответствующих качеств, необходимо активно вести работу над социализацией юных граждан, развивать чувство социальной ответственности, неравнодушного отношения   к судьбе своей страны и малой Родины. Патриотизм является источником трудолюбия, самоотверженности,  доблести и доброты к людям.

         Именно в процессе туристской деятельности  создаются условия для непрерывного развития личности. Ведь гражданственность и патриотизм, прежде всего, связывают с тем местом, где человек родился и вырос.

         Более 50 обучающихся нашей школы занимаются в  МБУ ДО «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий». Формы занятий разнообразны,  но именно в походах в простой и интересной форме дети получают  знания о родном крае, его людях, прошлом, настоящем и перспективах. Походы являются одной из самых ярких форм воспитания патриотизма. На пути следования часто встречаются памятники  участникам войны. В нашем городе их достаточно много. Часто такие памятники располагаются рядом с учебно-тренировочными полигонам. Например, рядом с УТП «Крайнее Разное» (Атаманский лес), где часто проходят тренировки, походы выходного дня и соревнования юных туристов, находится мемориал воздвигнутый  погибшим советским воинам в годы ВОВ. Девчонки и мальчишки с удивлением читают имена и фамилии павших героев захороненных в братской могиле. Найдя фамилию своего рода, дети пытаются узнать у своих родителей, дедов, прадедов об участии в войне против фашистов их родственников или друзей, ищут информацию в книгах, интернете. Во время посещения таких памятников дети узнают о  военных действиях в нашем городе, о героях-старооскольцах, погибших защищая свою малую родину, о трудящихся, которые своей тяжелой работой в тылу, приближали Победу и помогали фронту. Посетили дети и другие памятники: «Скорбящей матери», генералу Ватутину, скульптуру «Братская могила советских воинов № 1», Аллею Славы Героев Советского Союза и памятник маршалу Жукову Г.К. на площади «Победы». Очень часто, пробыв у памятника несколько минут, туристята уже в походе,  еще долго делятся друг с другом своими впечатлениями, знаниями истории о ВОВ и боях в Старом Осколе, обсуждают виды оружия и техники. 

          Посещение Старооскольского краеведческого музея вызывает у детей восторг  и интерес к истории родного края, ремеслам и быту. Они с удивлением узнают о старооскольской игрушке и  мастерах-умельцах, о знаменитых согражданах нашего города, вложивших не малый в клад в его становление и развитие.

          Гражданско-патриотическому воспитанию немало способствует посещение  детьми достопримечательностей нашего края. В осенне-весенний период наши маленькие туристы неоднократно посещали  родники в селах Обуховка и Бабанинка, дуб-долгожитель в с. Обуховка, Шмарненскую  меловую пещеру в с. Шмарное. Помимо развития туристских навыков и умений, дети получали знания о природных ресурсах нашего края, об  истории зарождения и развития сел и деревень района.

           В обязательном порядке юные туристы изучают флору и фауну родного края, его природные особенности.  Даже в соревнования по спортивному ориентированию включаются задания на определение видов растений и животных наших лугов и лесов. Уже на первом году обучения по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Туристята» учащиеся по рисункам могут определить следы лисы, зайца, косули, белки и т.д. По фотографиям и рисункам растений определяют их название и местность произрастания. Во время выходов в лес, ребята на практике показываю свои знания, называя и показывая травы, деревья, причем, каждый из маленьких туристов знает, что нельзя срывать растения, ломать деревья, кустарники, разорять гнезда птиц, пугать зверей и т.д.

          Моральный дух граждан и национальная безопасность страны являются ключевым фактором построения сильной и процветающей России. Поэтому так важно воспитать у юного гражданина   готовность в любую минуту прийти на помощь своему Отечеству, защитить его суверенитет и независимость.  Что бы трудиться во благо Отечества, и быть настоящим защитником Родины, гражданин своей страны должен быть физически здоров и силен духом. Укрепление физического и психического здоровья, является одним из главных  направлений туристкой работы.  Оздоровительной составляющей здесь принадлежит особая роль. Сегодня у учащихся двигательная активность находится на достаточно низком уровне, переедание и интернет зависимость ухудшают иммунную систему ребенка. Поэтому, даже однодневный поход является не только эффективным средством оздоровления организма, но и профилактикой заболеваний.  Укреплению здоровья способствуют не только свежий воздух, двигательная активность, но и умеренные физические нагрузки. Даже когда погодные условия не позволяют нам отправляться в походы, мы проводим тренировки в спортивном зале, где дети занимаются ОФП и различными играми. Ребенок должен знать и осознавать, что каждый гражданин, даже маленький, важен для государства, и он обязан заботиться о своем здоровье, что бы стать ценным  членом общества. Очень важна в этом аспекте и социализация ребенка, как в коллективе, так и в обществе. Все мы знаем, как воздействует на детей совместная деятельность. Конечно, это в первую очередь касается походов, когда необходимо слаженно действовать в коллективе, слушать старшего товарища и помогать младшему. В таком походе каждый ребенок  несет ответственность, за какое-то важное дело. Именно это помогает ему осознать свою нужность и ответственность сначала в этом маленьком коллективе, а затем и в большом государстве.

          Таким образом, несомненно, то, что туризм является незаменимым средством воспитания гражданско-патриотических позиций юных граждан.  Туризм, как вид деятельности решает задачу подготовки к жизни разносторонне развитой личности, что важно не только для нашего города, но и Отечества  в целом.  Помимо развития у школьников нравственных качеств, туризм формирует духовно и физически здоровый образ жизни юного гражданина, а так же решает вопросы обучения, воспитания, оздоровления и профессиональной ориентации школьников.