"Ах, уж эти кризисы!"
Аннотация: В данной статье рассматриваются причины возникновения кризисов у людей, особенно кризиса 3-х лет у детей и способы его преодоления.
Разговор о возрастных кризисах один из самых дискуссионных вопросов в психологии. Если мы забьем в поисковик возрастные кризисы, то мы найдем очень много статей и мнений. Зачастую диаметрально противоположные. Существует определенный процент профессионалов психологов, которые считают возрастные кризисы искусственно надуманным явлением. Например, у примитивных племен никаких подростковых кризисов нет. Ребенок становится полноправным членом племени, как только освоил все необходимые навыки, которыми владеют взрослые, никаких противоречий.
Все процессы происходят плавно и бесконфликтно. А о кризисах среднего возраста и о семейных кризисах вообще никто не знает в этих племенах. У сторонников такого подхода есть много критиков среди психологов, педагогов, которые воочию наблюдают протекание различных возрастных кризисов . Как показывает практика кризисные явления на разных периодах развития человека довольно таки частое явление. Может быть, мнение психологов, отрицающих кризисные явления может и справедливы для примитивных племен, так как уклад их жизни не предполагает каких-либо сложных знаний и умений, то и противоречия в требованиях в таких культурах очень незначительные. Все же большинство классиков нашей отечественной психологии и педагогики придерживаются взглядов о возрастных кризисах на разных этапах развития человека.
Особенно хорошо изучен период и проработан период детства до юности, намного хуже изучен период зрелости человека. Многие возрастные периодизации включают в себя такие переходные этапы как возрастные кризисы. Концепцию о возрастных кризисах разделял такой великий классик как Лев Семенович Выгоцкий.
Взгляды которого поддержали и другие последователи, которые тоже стали классиками: А. В.Петровский и Д. Б. Эльконин, работы которых были признаны во всем мире. Одним из примеров ярко выраженного кризиса является кризис 3 лет или кризис «Я сам». Понятие «кризиса» в психологии не имеет негативного оттенка, оно обозначает сравнительно короткий, зримый и бурный период, в который происходят качественные изменений в структуре личности (т.е. изменения сознания и личности). Так называемый «кризис» подготовлен длительным и скрытым периодом накопления количественных изменений личности.
Кризис развития — качественный скачок, положительный и необходимый период в истории развития каждого человека. Кризис трех лет считают кризисом первого рождения личности. В этот период ребенок отделяет свое Я как самостоятельное, ребенок должен усвоить понятие социальной нормы, то есть границы дозволенного. В кризисные периоды развития человек претендует на новую систему отношений с окружающими, т.к. он «перерос» старую систему.
Продолжительность и интенсивность протекания кризиса зависит преимущественно от реакции окружения. Кризис тех лет часто сопровождается негативизмом и аффективными реакциями, которые очень тревожат родителей. Самая главная рекомендация родителям, чем спокойнее вы будете относиться к истерикам и негативизму вашего ребенка, тем быстрей этот кризис пройдет. Возрастные кризисы бывают у всех детей, только с разной интенсивностью и длительностью по времени. В этот период времени не лишней будет консультация детского психолога, который поможет пережить родителям этот непростой период.